Мир особенными глазами

Методы работы с детьми с особенностями в классе
Статья написана на основании использования методов работы с детьми с аутизмом, синдромом Дауна и ЗПР. Это не все инструменты, которые может использовать учитель. При этом, взяв их за основу, вы сможете начать выстраивать работу с детьми с особенностями в вашем классе.
Инклюзия в образовании — дело достаточно новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Действительно, довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Однако школы, предоставляющие по-настоящему качественное образование, должны уметь обучать всех. И делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.
Своим опытом работы с детьми с особенностями с нами поделилась учитель английского языка, программный директор проекта "Счастлив быть учителем", Юлия Смолкина

С аутистами нужно быть очень спокойным и улыбчивым. Обычно после объяснения основного задания я подходила к таким детям с улыбкой и тихим доверительным голосом говорила, что необходимо сделать. Если в ответ получала кивок головы или тихое согласие, то наблюдала, удается ли ребенку начать задание и продолжала дальше.

При самостоятельной работе именно с такими детьми я проводила больше времени, общаясь, объясняя и стараясь, чтобы, в первую очередь, они начали говорить и чувствовали себя комфортно для того, чтобы задать вопрос. Важно было постоянно повторять пройденный материал, пусть даже большинство детей его запомнило, я старалась уделить пару минут для разговора по прошлой теме с особенным учеником.

Иногда мне требовалась дополнительная помощь, тогда помогали одноклассники. Обычно школьники лучше знают особенности друг друга, и во время урока они даже без моей просьбы были "партнерами" для особенных детей. Чудеса творила командная работа, с поддержкой товарищей ребенок через какое-то время мог выйти и рассказать небольшую презентацию.




При работе с детьми с ЗПР (задержкой психического развития) очень важно использовать активные методы обучения, так как их уровень познавательной активности ниже, чем у других учеников. Несколько методов, которые могут помочь разнообразить ваши уроки:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Двусторонняя карточка: на одной стороне изображен плюс, на другой минус (либо красная сторона и зеленая сторона). С их помощью дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки можно использовать при изучении любой темы, чтобы проверить знания ребят. Этот удобный и эффективный метод позволяет оценить работу каждого ученика.

2. Узелки на память. Суть этого приема в составлении, записи и вывешивании на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Его можно использовать как в ходе изучения материла – для помощи при выполнении заданий, так и в конце изучения темы – для закрепления.

3. Использование карточек на доску при выполнении задания. Когда дети правильно отвечают на вопрос или выполняют упражнение лучше других, они могут прикрепить заранее подготовленный значок на доску. Детям нравится соревновательный момент, это повышает их мотивацию вовлекаться в материал.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазам. Этот метод можно применить после активной деятельности (к примеру, урока физкультуры), чтобы дети настроились на нужную волну. Также он хорошо помогает переключить эмоциональное состояние в течение занятия, способствует развитию слухового восприятия, внимания и памяти.
Инклюзия — это умение видеть в любом(!) ребенке его сильную сторону и опираться на нее, а не фиксировать слабую.
Одна из сложностей, стоящая на пути педагога, который работает с детьми с особенностями, - это интеграция его в класс.
Другие ученики могут не понимать или даже бояться такого ребенка.

Как объяснить простыми словами, в чем особенность нового ученика и как правильно выстраивать коммуникацию? Вот несколько советов, помогающих общаться с ребенком с синдромом Дауна:

1. Синдром Дауна — это не болезнь. С этим синдромом он будет жить всегда, но если ему помогать, ребенок научится всему, что умеешь ты. Просто ему понадобится больше внимания и заботы.

2. Он тебя понимает. И самое главное – очень хочет с тобой общаться и понимать тебя. Ты можешь удивиться, но все дети с синдромом Дауна очень добрые и дружелюбные. Они очень-очень хотят иметь друзей, поэтому так доверчивы.

3. Не настаивай на разговорах и играх. Детям с синдромом Дауна труднее, чем тебе, долго быть внимательными, они быстро устают и начинают отвлекаются, как ты на уроках математики. Им нужна передышка.

4. Лучше покажи, чем скажи «представь себе», потому что ты любишь фантазировать, а они нет. Им трудно представить что-то в голове.

5. Ребенок с синдромом Дауна очень доверчив и добродушен. Если ты попросишь его что-то сделать, он охотно согласится. Но не
злоупотребляй его доверием.

Подробнее об общении с детьми с особенностями на сайте "Это не ответ": http://etoneotvet.ru/

Мы кратко осветили в этой статье методы работы с детьми с особенностями. При этом не стоит забывать что главное в работе с ними не методы, а отношение - педагога, учеников и родителей. Только меняя собственное отношение мы способны создать атмосферу в которой ребенок с особенностями будет счастлив.

Статья подготовлена на основе материалов сообщества «Счастлив быть учителем» в контакте. Получить больше информации можно на курсах проекта, запись на сайте happytoteach.ru

12.02.2017

comments powered by HyperComments
Понравилась статья?
Поделись с друзьями!
Что мы делаем
Контакты
E-mail: happytoteach.russia@gmail.com
Тел.: 89057147127
Кен Робинсон "Школа будущего"
Получите эту книгу прямо сейчас и совершенно бесплатно!
Присоединяйтесь к сообществу счастливых педагогов
Подпишитесь и узнавайте больше интересных подходов, полезных книг и уникальных возможностей абсолютно бесплатно.
Нажмите "Подписаться", чтобы получать материалы проекта Вконтакте
Made on
Tilda