Осознанность

Зачем такое счастье педагогу?
В XXI веке традиционные педагогические навыки, как, например, умение объяснить материал, уходят на второй план. Большое количество информации по предмету есть в интернете, каждый год создается множество обучающих видео, развивающих компьютерных игр, адаптированных под разный уровень детей, и т.п. Умение объяснять уже на так востребовано – так какие же навыки нужны учителю сейчас?
В современной психологии существует понятие осознанности – непрерывного отслеживания текущих переживаний. Это состояние, в котором мы фокусируемся на настоящем моменте, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем.
Впервые о практике осознанности заговорили буддисты еще 2500 лет назад, но наибольшее распространение она получила за последние три десятилетия. Мы верим, что осознанность - качество всех успешных преподавателей. Давайте разберемся, что отличает осознанного педагога от любого другого.
Осознанный педагог любит свою работу

Преподавание по собственному желанию, а не по случайному стечению обстоятельств. Осознанный учитель не думает о том, как хорошо было бы сейчас работать в офисе или сидеть дома - на уроке он полностью вовлечен процесс, что позволяет ему наблюдать за детьми, замечать их особенности, успехи и трудности и, исходя из этого, адаптировать процесс обучения.

Осознанный педагог обладает развитым эмоциональным интеллектом

Совещания, родительские и классные собрания – все это поводы лучше узнать своих детей, обменяться опытом с коллегами, настроить семью на сотрудничество со школой. Погруженность в разговор позволяет избежать недопониманий и проблем с дисциплиной и найти новые возможности для взаимодействия.

Осознанный педагог не выгорает эмоционально

Синдром профессионального выгорания многим знаком не понаслышке. Осознанный учитель может избежать этого, потому что хорошо чувствует свое тело и разум. Он следит за своим состоянием и даже при небольшой усталости может понять, что надо сменить деятельность, отдохнуть и восстановить энергию.
Осознанный педагог постоянно развивается…

Благодаря вдумчивому подходу к жизни и себе, учитель чувствует, что развитие новых навыков приносит ему больше удовольствия, чем время за просмотром сериала (хотя и оно порой необходимо). Образование в течение всей жизни для такого преподавателя не модный тренд, а любимое занятие. Осознанный педагог понимает, что знание предмета необходимо, но гораздо более важно умение ставить личные и профессиональные цели и находить ресурсы для их достижения, постоянно расширяя зону своей компетентности.
…и стимулирует класс к самообучению

Обладая любовью к саморазвитию и зная, как определить наиболее комфортный способ самообучения, педагог передает желание узнавать больше и детям. Такому учителю гораздо проще поставить с классом цели и обеспечить пространство для рефлексии на уроке, которое предполагает ФГОС. Он может «научить учиться», т.е. воспитать в детях внутреннюю мотивацию к обучению и способность осваивать материал, преодолевая трудности.

Осознанный педагог = творческий педагог

Перевернутое обучение, онлайн-курсы, ТРИЗ-педагогика – этот человек не только пробует разные форматы и методики, но знает, что работает лучше всего именно в его классе. Он может работать с большим объемом информации и выстраивать метапредметные связи. Осознанный педагог побуждает учеников задавать интересные вопросы, ответы на которые нельзя найти в интернете, а можно получить только в результате самостоятельных размышлений.
Осознанный педагог уверен в себе

Он не тревожится об ошибках прошлого и не боится неопределенности будущего, каждый опыт для него – способ узнать новое о себе и мире. Осознанный преподаватель спокойно относится к тому, что может не знать ответа на какие-то вопросы, зато с энтузиазмом воспринимает возможность совершать открытия вместе с учениками. Он объективно оценивает себя, понимает свои сильные и слабые стороны и помогает ребенку самостоятельно определить свое развитие и понимание темы, которую проходит класс.
Осознанный педагог счастлив.

Он находится «здесь и сейчас» и проживает жизнь именно так, как хочет.

Предлагаем каждому желающему попробовать развить в себе осознанность с помощью 3 простых упражнений
Эмоциональная осознанность

В течение 7 дней в ответ на внутреннее раздражение или обиду по отношению к человеку мысленно отправляйте ему 7 искренних комплиментов. Отслеживайте свои мысли из разряда: «Как ужасно он одет» или «Как грубо она мне ответила», не осознаваемые до сих пор. Через боль прорабатывайте неоднозначные ситуации своих оценок: как не осудить учителя, кричащего на ребенка? Как не осудить директора, который просит заполнить еще один отчет? Как не винить себя, если поступил не очень хорошо или совсем непорядочно? Сначала осознайте свое осуждение, затем придумайте комплименты. Упражнение позволяет изменить отношения с собой и окружающим миром, развивает принятие и способность видеть перед собой человека, а не поступок.
Планирование будущего исходя из своих реальных желаний и целей на будущее, а не прошлого опыта.

Воспринимайте любое новое начинание (новая работа/хобби), как эксперимент, а не дело, «которое любой ценой нужно непременно выполнить на пять с плюсом». Проговорите несколько раз, что это всего лишь опыт, который нужно получить, не обязательно показывая определенный результат. Это упражнение избавляет от страха начинать что-либо и от «синдрома отличника», а также позволяет осознать различные пути для самореализации.
Дедигитализация

На 36 часов отключите любые электронные средства связи, не используйте телефон, интернет и телевизор, сведите к минимуму общение с внешним миром. Данное упражнение позволяет перевести фокус внимания с внешних источников на внутренние, увидеть себя изнутри, в отрыве от привычных внешних реакций. На место раздражительности, постоянному недовольству и борьбе с собой приходит уверенность в себе и в собственных силах.

Упражнения взяты с сайта psychologies.com
Попробуйте выполнить эти задания и напишите нам о своих результатах в комментариях.

В нашей программе мы поможем вам продолжить работу над осознанностью. Во время ее прохождения вы сможете разобраться в своих ценностях, составите план индивидуального развития, проработаете слабые стороны и научитесь использовать сильные.

Узнать больше практических советов по развитию осознанности и не только можно в нашей рассылке.

18.06.2016
comments powered by HyperComments
Понравилась статья?
Поделись с друзьями!
Что мы делаем
Контакты
E-mail: happytoteach.russia@gmail.com
Тел.: 89057147127
Кен Робинсон "Школа будущего"
Получите эту книгу прямо сейчас и совершенно бесплатно!
Присоединяйтесь к сообществу счастливых педагогов
Подпишитесь и узнавайте больше интересных подходов, полезных книг и уникальных возможностей абсолютно бесплатно.
Нажмите "Подписаться", чтобы получать материалы проекта Вконтакте
Made on
Tilda