Как я вырастил из учеников выдающихся личностей

Секреты организации рефлексии и формирования адекватной самооценки
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
Плутарх
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Особый упор делается на рефлексию деятельности, этот этап предлагается проводить в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

«Рефлексия» происходит от позднелатинского "reflexio", что буквально означает "обращение назад, отражение".

Рефлексия - это умственный процесс, направленный на структурирование или реструктурирование опыта, проблемы, существующего знания или представлений.
Фред Кортхаген, профессор амстердамского университета, специалист по профессиональному обучению педагогов.
О важности процесса рефлексии с нами поговорил учитель русского языка и литературы одной из московских школ, Антон Седов:

На мой взгляд, рефлексия - один из самых важных этапов урока как для ученика, так и для учителя. Для ученика это способ оценить свои достижения на уроке, а для учителя - возможность понять, насколько достигнуты цели урока.

На каждом уроке я стараюсь задать детям три вопроса: первый касается настроения от урока, второй - о содержании урока, третий - о деятельности на уроке.
Например:
1. В каком моменте урока тебе стало скучно/особенно интересно.
2. Что ты понял лучше/хуже всего
3. Какое упражнение тебе понравилось больше/меньше всего.





Методов организации рефлексии на уроке огромное количество, вот самые интересные из них:

1. Это важно, потому что...
Ученикам дается 2 минуты, чтобы подумать как они могут использовать в жизни то, что они выучили на уроке. Важно, чтобы ребята не ограничивались общими очевидными словами, а старались понять, какую пользу именно они могут получить от выученного материала. Попросите 3 человек поделиться ответами.

2. Реклама.
Подходит для небольших классов. Ученики делятся на группы по 4-5 человек и за 5 мин создают рекламный ролик, который отвечает на вопрос "Что сегодня было на уроке..."? Ролик инсценируется перед всеми. Он должен быть максимально интерактивным и интересным, но при этом содержать как можно больше пройденного материала.

3. Облако тегов
Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
сегодня я узнал...
было трудно...
я понял, что...
я научился...
я смог...
было интересно узнать, что...
меня удивило...
мне захотелось...

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Рефлексия деятельности помогает учителю формировать адекватную самооценку в каждом ребенке в классе. В этом возрасте именно родители и учителя оказывают наибольшее влияние на ее формирование.

Адекватная самооценка – это:
  • Уверенность – вера в свои способности и знания
  • Жизнестойкость - способность преодолевать неудачи, препятствия, отчаяние, ошибки, недостатки, разочарование и сохранять позитивный настрой
  • Упорство - готовность и желание работать над задачей, даже если успех приходит не сразу

Что может делать учитель каждый день для формирования адекватной самооценки:

1. Помните, что не бывает «плохих» детей
Не бывает ленивых или плохих детей. Если в классе есть те, кто болтает или отвлекается на протяжении всего урока, значит, ваши методы не подходят для них. Нужно искать другие способы, чтобы вовлечь их в работу, а не просто ругаться или игнорировать. Вы отвечаете за всех учеников, а не только за тех, кто с радостью воспринимает любой материал.

2. Создавайте в классе безопасное пространство
Создавайте в классе атмосферу, в которой ученики будут чувствовать себя комфортно, не будут бояться совершить ошибки. Задавайте больше вопросов, давайте им возможность копнуть глубже, не бойтесь сказать: «Я не знаю. Давайте выясним это вместе». Если у вас есть какие-то замечания к конкретному ученику, старайтесь высказать их лично, а не перед всем классом.

3. Будьте примером для учеников
Учитель преподает в школе не только свои предметы. Он задает модель поведения, которую потом перенимают дети. Формируйте хорошие привычки, которым они смогут научиться у вас.

Воспитание адекватной самооценки - одна из самых сложных задач учителя.
Терпение и деликатность в сочетании с умением оставить ребенка в покое, давая возможность справляться самому. Вот он - ключ к воспитанию уверенной в себе личности.

Именно благодаря вашим действиям сегодня в школе, вы влияете на воспитание счастливого поколения детей, которые хорошо понимают себя и занимаются тем, чем любят.

Статья подготовлена на основе материалов сообщества «Счастлив быть учителем» в контакте и вебинара «Организация рефлексии и воспитание адекватной самооценки».

05.02.2017

comments powered by HyperComments
Понравилась статья?
Поделись с друзьями!
Что мы делаем
Контакты
E-mail: happytoteach.russia@gmail.com
Тел.: 89057147127
Кен Робинсон "Школа будущего"
Получите эту книгу прямо сейчас и совершенно бесплатно!
Присоединяйтесь к сообществу счастливых педагогов
Подпишитесь и узнавайте больше интересных подходов, полезных книг и уникальных возможностей абсолютно бесплатно.
Нажмите "Подписаться", чтобы получать материалы проекта Вконтакте
Made on
Tilda